http://i047.radikal.ru/0801/06/9fffd84a3736.jpg

Праздники, народные костюмы, обычаи и традиции Курской области являются типичными для центральных областей России, где абсолютное большинство населения составляют русские, и полностью отражают всю специфику русской культуры с некоторыми местными особенностями.

Как известно, традиционный русский народный костюм изготовлялся из домотканых льняных, шерстяных и конопляных тканей. Мужчины носили штаны и туникообразную (без швов на плечах) рубаху, которую подвязывали поясом. Вначале у рубашки был ворот, разрезанный посередине, но уже в XV—XVI вв. получила распространение так называемая русская рубаха-косоворотка с разрезом слева, в то время как белорусская и украинская сохранили вырез посередине. Женский костюм составляли несшитая юбка и длинная юбка, подвязывающаяся поясом. В XVI в. появляется сарафан. Изначально сарафаном называли верхнюю распашную одежду мужчин, и только потом сарафан стал названием для женской верхней глухой одежды без рукавов. В момент своего появления женский сарафан был предметом гардероба только знатных женщин и горожанок, потом его стали носить северные и среднерусские крестьянки. В связи с этим выделяют два типа сарафанов: северный (новгородский) и среднерусский, или московский (саян), который и носили жительницы Курской области. Это был прямой отороченный сарафан на лямках, поверх которого, как правило, надевали короткую кофту с рукавами или без них (душегрея). Летом мужчины носили войлочные или валяные головные уборы, а зимой — меховые шапки. Принято было строго различать девичьи и женские головные уборы. В частности, замужняя женщина должна была прятать волосы под головным убором, основу которого составляла шапочка либо мягкая (повойник, подубрусник, головка и др.), либо на твердой основе (кика, кокошник и др.), которую дополняло нарядное очелье или украшенный околыш, часто имеющий причудливую форму (рогатые, седловидные, лопатообразные и др.). Нередко русские женщины поверх шапочки одевали еще и покрывало или подвязывались нарядным платком. Девичьи головные уборы, в отличие от женских, не должны были скрывать волосы и, как правило, представляли собой венец с открытым верхом или тканевой подвязки. Особого разнообразия народных девичьих причесок не наблюдалось: либо заплетали волосы в 1—2 косы, либо ходили с распущенными волосами.

Праздничную одежду украшали кружевом, вышивкой, жемчугом. Русские женщины традиционно носили большое количество украшений, особенно в праздничные дни. Верхняя одежда и мужчин, и женщин отличалась разнообразием, носили кафтаны, охабни, опашни, зипуны и жупаны, шубки, также женщины часто носили телогреи и шубы. В XVIII в. в русских городах, а позднее и селах, женщины стали переходить на «парочки» (юбка и кофта) и другие образцы западноевропейской одежды, но секреты традиционного костюма бережно сохранялись. Простейшей разновидностью русской народной обуви были плетеные лапти, которые носили с обмотками-онучами, иногда носили примитивную кожаную обувь. Зимой предпочтение отдавалось валяной обуви (валенки, катанки, кеньги), а кожаные сапоги носили только по праздникам или в богатых семьях.

http://elabuga.egpu.ru/nmzegpu/material/prazdniki/rus_html_3c877306.jpg
Большим разнообразием отличается календарь русских народных праздников и календарных обрядов, одни из которых пришли из православия (традиционной религии русских), другие являются следствием языческих верований древних славян, тем самым отражая всегда присущие русскому народу моменты двоеверия. Традиционно основательными и широко распространенными были обряды зимнего солнцестояния (Святки), которые были приурочены к Рождеству Христову н Крещению, а также календарные обряды конца зимы (Масленица, Сырная неделя), проводимые перед самым Великим постом. На Святки люди колядовали, готовили ритуальное печенье, гадали и рядились. На Масленицу также было принято рядиться, дети и взрослые катались на санях с горок и на качелях, и конечно, этот праздник не мог состояться без блинов и оладьев. Завершалось празднование Масленицы массовым шествием народа с чучелом, символизирующим зиму, которое сжигали или разрывали на куски. Оба описанных обряда осуждались Русской православной церковью, поэтому их принято было завершать обрядами очищения на Крещение или в Прощеное воскресенье. К весенним календарным обрядам и православным праздникам относятся праздник Сорока мучеников (Сороки, 9 марта), Благовещение (25 марта), день Святого Георгия (Григорий-вешний, 23апреля) и ряд других. Многие из них сопровождались пением песенок-веснянок и печением булочек в виде птичек (например, жаворонков). Отмечая Пасху, готовили обрядовую пишу (крашеные яйца, творожная масса, сдобные куличи), снова ходили по домам, распевая обрядовые песни, играли, молодежь собиралась вместе и водила хороводы, а с восьмого дня Пасхи (Фоминой недели, Красной горки) начинались свадьбы. На Троицу, или предшествующую ей неделю (Семик), либо на неделю до — Русальную неделю, или же на Иванов день (Ивана Купала, 24 нюня) проводились обряды летнего солнцестояния. Троица сопровождалась ритуалами с березовыми ветками и деревцами, на Русальной неделе рядились и шли сжигать куклу русалки. Ярко проходила и купальная неделя: люди гадали, обливались водой, проводили различные ритуалы с куклой, которую называли Купалой или Костромой. На Петров день, 29 июня, летние праздники и календарные обряды завершались. В поминальные дни (родительские субботы) русские традиционно посещали кладбища своих предков, зимние поминальные дни проходили перед Троицей, а летние перед Днем святого Дмитрия Солунского, это 26 октября.