http://www.schoolshop.ru/d/63973/d/image_24.jpg
Любому городу, большому или не очень, свойственно желание иметь в своем архитектурном облике нечто, отличающее его от других. Как правило, это храмы с давней, проверенной веками историей. Неподвластные времени, эти здания-символы плывут через эпохи, войны, революции, не снисходя до политической суеты... Нашему городу, в отличие от его соседей, повезло - он архитектурно узнаваем, прежде всего, по Знаменскому собору.

КУPCK, не угодивший татарам, уже давно лежал в руинах, когда божьей волей нашим предкам была дарована великая святыня - икона Знамения Пресвятой Богородицы. Разные чудеса ей приписываются, но одно из величайших - это возрождение самого Курска после нескольких веков забвения и упадка. А ведь вполне могло быть иначе -мало ли в курских землях городов, канувших в небытие, да так, что и место их забыто. Где Римов, Вьяхань, Попаш?..

Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу 8 сентября 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источник воды на том самом месте, где лежала икона

http://www.patriarchia.ru/data/764/044/1235/2_MG_2628.jpg

Молва об иконе дошла до рыльского удельного князя Василия Шемяки, который приказал принести ее в Рыльск, при многочисленном стечении народа икона Знамение Богоматери была доставлена, но князь неожиданно отказался ее встретить. За моловерие, утверждается в предании, князь был поражен слепотой.

Раскаявшись в своем поступке, Шемяка поспешил к иконе, принес перед нею торжественное моленине и ... получил прозрение! Из благодарности к исцелению князь соорудил в Рыльске храм во имя Рождества Богородицы для чудотворной иконы. Но она странным образом снова перенеслась из посвященного ей храма в место своего явления.

Будучи и далее неоднократно перенесенной в Рыльск, икона каждый раз неведомо как возвращалась к месту своего первоначального пребывания. Это заставило рылян построить специальную часовню в Коренной пустыни, с определением в ней священника. С того времени икона постоянно находилась в часовне.

В 1383 году Курский край подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня несмотря на все усилия не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на иерея Божия, подозревая его в волшебстве, которым они объяснили свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал им на икону Божией Матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню все же сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Приезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась "аки роса". Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву и окружена изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков по ее краям. Но до того времени икона претерпела и надругательства татар, не раз терялась, являлась вновь и творила чудеса. Во времена лихолетья при первом самозванце Григории икона была даже в Путивле.

Начало XVII века, смутное время. В 1612 году город-крепость Курск доблестно выдержал осаду. К Курску подступило семидесятитысячное польско-литовское войско. Куряне под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева дали благочестивый обет: в случае успеха соорудить в центре Курска монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Коренную икону "Знамение". К возведению приступили не мешкая, и место для монастыря наверняка выбрали намоленное, по давней русской традиции - там, где еще во времена Феодосия Печерского стояли церкви.

В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. И вот в 1618 году с дозволения царя Михаила Феодоровича долгожданная икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она пребывала все время до революции.

В первой половине XVII века редкий год к стенам Курска не являлись незваные гости: крымские татары, ногайцы, поляки, запорожцы. Далеко были видны купола и кресты Знаменского монастыря, напоминая защитникам города о том, что у каждого из них есть заступница. И не было воина-курянина, который не перекрестился бы на них перед боем, чье сердце не успокоилось бы при звуке монастырских колоколов...

C XVII века растет значение Знаменского монастыря, к нему добровольно приписывается Троицкая и Божедомская обители, Коренная и Ильпиновская пустыни со всеми их угодьями и землями.

Печальна судьба почти всех деревянных строений на Руси. В 1631 году, будучи деревянным, монастырь сгорел от удара молнии. Куряне его восстановили, но в 1634 монастырь был разграблен и сожжен поляками.

Казалось, что обитель потеряла всякую надежду на возрождение, но наши предки недаром говаривали: "Не унывай - на Бога уповай".

Обстоятельства скоро изменились к лучшему: в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича за счет казны была заложена и построена каменная церковь во имя Знамения Курской иконы Божьей Матери, затем, на добровольные пожертвования курян, в монастыре были построены еще две церкви - Богоявленская, Петропавловская, братские келия, службы и стена вокруг монастыря. Все из камня. С этих пор монастырь стал называться Знаменским.

В 1722 году монастырем была приобретена Знаменская дача. с двухэтажным каменным корпусом, прудом и мельницей, садом, скотным двором и шестьюдесятью десятинами земли. Только фруктовый сад дачи приносил монастырю ежегодный доход 600 рублей серебром. Монастырю принадлежали селения Смородинное, Поныри, Долгое, деревни Служня, Тазово, Жерновец, Ясенек, Старая Слободка, Виногробль и хутор Гремячный. Всего владения насчитывали 4856 душ крестьян.

Но 26 февраля 1764 года монастырская вольная жизнь в России оборвалась. Указом Екатерины II проведена полная секуляция церковных и монастырских земель. Крестьяне и земли отошли государству. Коренная пустынь так же ислючена была из ведения Знаменского монастыря.

Курские церкви и монастыри отошли в ведение Белгородской епархии. Иноческим обителям были определено денежное содержание.

Однако при царствовании Александра I монастыри снова получили пахотные земли и угодья.

В знаменательном для Курска 1782 году императрица Екатерина II собственноручно начертала "Быть по сему" на первом регулярном плане его застройки, который предусматривал обширную площадь и место для нового большого собора.

Строить начали только через 34 года, преодолев множество бюрократических препятствий, и если бы не знаменитая на всю Россию курская икона, не видать бы нашему городу такого храма - "не по Сеньке шапка".

Задолго до начала сооружения современного здания собора, следуя воле почившей императрицы, куряне в 1815 году разобрали из-за непрочности фундамента Знаменский монастырь и снесли забытые ныне Знаменскую и Пятницкую церкви, Воскресенский собор. И в 1816 году заложили новый собор. А где еще возводить, как не здесь, на освященном воинскими победами и молитвами предков месте? Впрочем, в этой спешке наверняка была и другая мысль - чтобы столичное начальство не передумало финансировать строительство. В 1826 году строительство было закончено. В нем было пять приделов: Знаменской Богоматери, блгв. кн. Александра Невского и свт. Митрофана, прп. Сергия, Сретенский, чудотворца Николая.

Сперва собор был центрической композиции в виде огромного кубического объема, над которым возвышался световой барабан, увенчанный сферическим куполом, с четырьмя малыми куполами по углам. Западный портик примыкал к основному "кубу". Наверное, это было наиболее удачное и геометрически выверенное решение, но здание в таком виде просуществовало недолго: с западной стороны появилась трапезная с двумя колокольными башнями, колонны северного портика заложили кирпичом и пристроили длинную галерею в сторону Красной площади. Были и другие "поновления", исказившие первоначальный проект.

Уже тогда, в середине XIX века, мнение курян по поводу нововведений было неоднозначно, но постепенно к такому облику собора привыкли, споры умолкли. Да и уж очень хороши были колокола и большие башенные часы, которыми горожане особенно гордились.

В 1833 году на основании определения Синода кафедра просвещенных из Белгорода была перенесена в Курск, в Знаменский монастырь, ставший в 1854 году первокласным. Штат служителей монастыря был определен в 44 человека, 20 монашествующих и 12 послушников. Монастырь стал управлятьс непосредственно епархиальным архиереем.

С иконой связаны некоторые ужасные события предреволюционных лет России, как, например, взрыв в курском соборе с целью уничтожения чудотворной иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Это страшное событие имело свой отголосок во Франкфурте (Германия), куда уже теперь, в наши годы, привозилась святая икона. Священника, сопровождавшего икону, как узнаем мы из упомянутой книги епископа Серафима, отозвал в сторону некий старик и сказал: "Я был сообщником Уфимцева в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой и в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога, и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке". Старик поклонился чудотворной иконе и вышел из храма.

1 марта 1920 икону года вывезли из России через Константинополь в Салоники, но 14 сентября того же 1920 года она опять по просьбе главнокомандующего генерала Врангеля возвратилась в Россию для ободрения горсти воинов-патриотов. 29 октября того же года она с остатками Белой армии и гражданским населением покинула Русскую землю.

Затем икона побывала в Югославии, Германии и наконец в Соединенных Штатах находится по настоящее время. В Храме хранится список (копия) этой иконы.

Следующая перестройка Знаменского монастыря имела место в середине 30-х годов уже XX века, когда здание решили приспособить под кинотеатр. Снесли колокольни и угловые купола, хотели было и основной купол снести, но уж очень неприглядное получалось здание, да и общественность зароптала. Кинозал на 800 мест расположился прямо под куполом. Первым кинофильмом, показанным здесь, был "Петр I", главный герой которого не очень-то чтил русскую церковь.

Во время войны собор разделил участь своего города - выгорел изнутри, купол обрушился... В начале 50-х здание восстановили до предвоенного состояния, но внутреннее устройство уже ничем не напоминало Знаменский собор: были сооружены двенадцать железобетонных колонн, поддерживавших внутренний купол (раньше его не было), две открытые лестницы, фойе, перекрытия над двумя смотровыми залами. Заново устроили параболическую оболочку внешнего купола. Работу, в общем, проделали большую, хотя это были трудные послевоенные годы, но к храму она уже не имела никакого отношения. И никто, конечно, не думал о здании именно как о соборе, когда территорию вокруг него бездумно застраивали промышленными корпусами, когда рядом поставили шестиэтажный жилой дом - с удивительной последовательностью перекрывая лучшие точки обозрения.

Казалось, что Знаменский собор навсегда ушел в прошлое - настолько необратимыми выглядели его перестройки, настолько изменились суть и дух этого здания. Впрочем, в Курске много храмов, пострадавших куда больше - мало кто знает, где они стояли и как выглядели...

Но, как это бывало со Знаменской обителью и встарь, непреодолимая, на первый взгляд, ситуация вдруг начала меняться к лучшему. Прежняя, казавшаяся незыблемой, идеология рухнула как карточный домик, оставив после себя лишь мусор, из-под которого только предстояло выбраться чему-то настоящему, проверенному веками и поколениями. Должно быть, именно голод на идеологию толкнул власть имущих в храмы, заставил их неуклюже креститься и целовать иконы. Не с этой ли самой степенью неуклюжести предыдущее курское руководство приступило к воплощению идеи реставрации Знаменского собора?

Прежде чем говорить о результатах наружной реставрации, вспомним, что храм этот, духовный правопреемник стертого перипетиями времени монастыря, вобрал в себя святость церквей и соборов, деревянных и каменных, что стояли когда-то на его месте со времен основания Курска. Всем им, как и сегодняшнему собору, суждено было на протяжении долгих столетий вторить участи своих прихожан, их сыновей и внуков. И это делает главный курский храм духовным символом нашего города, имеющим неоспоримое право на бережное отношение к себе - теперь уже со стороны светских архитекторов и власть имущих, прикладывающих руку к его реставрации.

...Итак, за последние несколько лет немалыми трудами строителей Знаменский собор приобретает черты, в коих причудливо смешалось новое со старым.

От сооружения колоколен (по компоновке архитектора Козловского) решили отказаться, так как это усложняло внутреннюю реконструкцию здания. Но неуемной энергии бывшего губернатора не свойственно было останавливаться перед трудностями, и возник новый вариант пристройки колоколен - сбоку. Проект (архитекторы Руцкой и Михайлов) разрабатывался в рекордные сроки, хотя и при соблюдении внешних атрибутов конкурса.

Казалось бы, памятуя об обширном и печальном опыте доработок и реконструкций Знаменского собора, а также не забывая о его значении для Курска, надо бы семь раз отмерить, дать проекту отлежаться, чтобы потом "незамыленным" глазом и свежей головой... В спешке немудрено ведь и ошибиться. Но, видимо, из опасения, что архитектурные лавры достанутся кому-то другому, решили на будущее не откладывать, невзирая на явную неоднозначность решения и серьезную критику со стороны местных архитекторов-профессионалов. Вот уж действительно - "суета и томление духа".

Но все эти "за" и "против" были на стадии плоской фронтальной прорисовки, показанной нам на плакатах и в газетах, а сегодня уже взяла свое беспощадная трехмерная реальность.

К примеру, второй ярус колокольни смотрится более массивно, чем нижний. Здесь нарушен один из основных архитектурных принципов русских колоколен: диагонали каждого яруса (от нижнего к верхнему) должны быть все более устремлены в небо - это даст возможность сочетать внешнюю легкость с основательной устойчивостью. Практически все русские колокольни следуют этому принципу - достаточно вспомнить колокольню Ивана Великого в Москве или взглянуть на любую из курских колоколен. Ощущение неустойчивости колокольни дополняется еще и тем, что все ярусы колокольни в горизонтальных сечениях не квадраты, а прямоугольники, вытянутые вдоль основного здания.

Первый ярус колокольни завершается полукруглым фронтоном, что явно диссонирует с тремя классически треугольными фронтонами основного здания.

Восточный и северный проем колокольной площадки сделаны арочными, а проемы северный и южный - прямоугольные. Почему? Может, авторов проекта сбил с толку циферблат часов, перекрывавший верхнюю часть арочного проема с северной стороны, наиболее популярной на старых фотографиях?

Колокольня неизбежно нарушит продуманность и завершенность рисунка оконных проемов и ряда полуколонн западной части собора и его визуальную стройность.

Как ни приставляй такую колокольню к основному зданию, она все равно будет казаться отдельно стоящей, а это не характерно для храмовой архитектуры Курска. Если же симметрично поставить вторую колокольню (как и было задумано в проекте Руцкого-Михайлова), то с западного сектора обзора все здание рискует смотреться... как мусульманская мечеть.

Это только несколько замечаний по проекту наружной реставрации, у архитектора-профессионала их наверняка гораздо больше. Но если уж занялись реставрацией собора, то не мешало бы критически взглянуть и на основное здание, не делая догмы даже из первоначального проекта. Большой купол с 50-х годов XX века имеет форму параболоида, а купола четырех башен восстановлены в старом варианте полушарий, которые смотрятся менее стройно и приплюснуто - особенно с близкого расстояния, снизу. Думается, и их стоило сделать параболическими.

Надо сказать, что основной купол со световым подкупольным барабаном, окруженный четырьмя восстановленными башенками, потерял большую часть своей стройности - собор как бы "втянул голову в плечи". Весь контур большого купола и его светового барабана виден не заслоненным только в очень узком секторе. Теперь вспомните храм Христа Спасителя в Москве, стройная центральная глава которого, тоже окруженная четырьмя малыми главами, просматривается целиком из любой точки города. Там малые башенки-главы, благодаря расположению и относительно небольшому размеру, ничего не перекрывают. И еще, Знаменский собор сориентирован под некоторым углом к оси улицы Ленина и Красной площади, и вовсе не по линии запад-восток. Это было совершенно незаметно, когда на здании был один большой купол. А теперь трудно отделаться от впечатления, что пять куполов собора смотрят в одну сторону, а само здание -чуть-чуть в другую. Кстати говоря, при наличии парных колоколен (если судить по старым фотографиям) этот эффект отсутствует - они как бы ориентируют взгляд зрителя.

Что заставило отца Палладия, главного строителя, а возможно, и автора проекта, сориентировать здание именно так, теперь сказать трудно - вероятно, у городского начальства тогда были другие планы по расположению центральной улицы...

Как бы там ни было, дело сделано, и Знаменский собор принял облик, коего он не имел никогда ранее. Но все же, право окончательного решения оставим потомкам, полагаясь на их разум и финансовую состоятельность. Тем более что в их распоряжении - почти двухсотлетний опыт предков, в том числе и наш с вами, по "доработке доработок" главного курского храма.
http://compleon.ru/d/68088/d/image.jpg

Информация взята с сайта:История Знаменского собора